Судьба памятника Александру III сложилась непросто: с момента его установки в 1909 году на Знаменской площади в Санкт-Петербурге (сейчас площадь Восстания) его несколько раз перемещали, закапывали, откапывали и снова перемещали. И это не могло не сказаться на его сохранности.
И теперь, в преддверии 180-летия Александра III, нынешний «владелец» монумента - Русский музей - запланировал провести масштабную реставрацию памятника.
Для определения объема дальнейших реставрационных работ были приглашены производители оборудования, необходимого для инструментальной части исследований, в том числе, получили приглашение и мы.
Начав работу, в первую очередь, мы установили саму возможность проведения рентгеновского исследования - ведь до него не была известна даже толщина металла. Также стало понятно, что памятник - самонесущий, т.е. внутри него нет дополнительной несущей конструкции. Удалось также увидеть элементы крепления, установить места утонения и усиления металла. Конечно, это только начало большой работы, и мы очень рады, что нам выпала честь в ней участвовать!
А вы знали, что именно Александр III принял решение об основании Русского музея, и чуть позже, 125 лет назад, уже Николаем II, музей был открыт.
Александр III Миротворец – личность неординарная. Решив, что его отец Александр II Освободитель погиб от взрыва бомбы, заложенной народовольцами на набережной канала Грибоедова, в следствие излишней либеральности в своём правлении, Александр Александрович стал консервативным правителем, отменив многие из реформ своего отца. Он отличался жестким характером: именно за несостоявшееся покушение на него был повешен Александр Ульянов. Впрочем, в царствование Александра III Россия не вела ни одной войны, за это он и получил прозвище Миротворца.
Внешность его тоже была необычной. Император Александр III отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы, с годами сделался тучным и громоздким.
В его манере одеваться было что-то нарочито непритязательное, не императорское. Его, например, часто можно было видеть в солдатских сапогах с заправленными в них по-простецки штанами. Отличаясь бережливостью, часто появлялся в поношенных брюках, тужурке, пальто или полушубке, сапогах.
Памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого отражает эту действительность и существенно отличается от многих официальных царских монументов. Скульптор был далёк от идеализации, от стремления к парадности. Александр III изображён в его обычной мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжёлом коне, и совсем не соответствует общепринятым представлениям об императорах. Вспомните памятники другим императорам - начиная от Петра I и до Николая I - парадные, величественные, они не столько отражают характеры этих людей, сколько подчеркивают величие Империи, ими управляемой.
Поэтому по поводу этого памятника было много шуток и комментариев.
Например, И. Е. Репин определял памятник Александру III так: «Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад».
А в народе про памятник сложили такой стишок:
«Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.»
В преддверии 180-летия Александра III, нынешний «владелец» монумента - Русский музей - запланировал провести масштабную реставрацию памятника.Для определения объема дальнейших реставрационных работ были приглашены производители оборудования, необходимого для инструментальной части исследований, в том числе, получили приглашение и мы.